Армянский монастырь Сурб-Хач
|
|
Монастырь находится недалеко от города Старый Крым. Поворот с Феодосийского шоссе на дорогу, ведущую к монастырю (направо, если ехать со стороны Симферополя) — сразу после въезда в город, за мечетью. Сама дорога — бетонные плиты, не очень ровные, однако «Фольксваген LT» (микроавтобус. Длинный. С 18 любознательными пассажирами на борту) в сухую погоду преодолел ее без проблем. Да, при выезде из города пришлось переехать речку. Без мостика. Поэтому весной, когда речка разливается, доехать до монастыря на автомобиле невозможно. Говорили о строительстве моста — построили его в итоге или нет, сказать не могу. Давно не заносило в те места…
Минут 15 на машине, еще пару сотен метров пешком — и вы у стен монастыря.
Первое впечатление — перед вами не монастырь, а крепость, причем хорошо укрепленная. Впечатление почти правильное. В смутное время строительства монастыря оборона была на первом месте.
«Сурб-Хач! Ты защита и убежище нашего народа. Ты единственный, нет тебе подобных… И вид, и положение твое дивны…" Такими восклицаниями пересыпаны стихотворные обращения к монастырю, созданные тахасацами — армянскими поэтами турецко-татарского времени.
Легенд о Сурб-Хаче существует много. Одна из них рассказывает, что когда армяне-переселенцы стали искать место для монастыря, в лесу, недалеко от Солхата, они нашли развалины старого замка, построенного, вероятно, греками. Оставили в лесу монаха-отшельника, дабы он своей святостью очистил место от нечисти. Долго ли монах жил один, никто не знает, только известно, что в середине XIV века вырос будущий оплот армянского христианства в Крыму. Вероятно, сам Бог указал им это место:
Там красота возведена в закон,
Там красота не в бархате и злате,
Там каждый звук — кристально чистый тон,
Там дирижер — светило на закате.
По другой легенде монастырь был основан в том месте, где люди увидели в небе видение в виде креста и там, куда указывал крест, открылся родник с изумительно чистой водой…
Говорят, Максимилиан Волошин в 17 лет начал писать стихи после посещения этого места. Возможно, именно Сурб-Хач пробудил спящий в нем талант поэта. Так или иначе, но и Волошин, и Айвазовский бывали тут и очень любили эти места…
Чтобы войти внутрь монастыря, надо завернуть за угол двухэтажного «братского» корпуса с кельями, к южному фасаду которого примыкает терраса. Стены нижнего этажа «братского» корпуса прорезаны узкими окнами-бойницами. Такое же оконце — над монастырскими воротами, тесными, под невысокой аркой. С внутренней стороны было нечто вроде деревянных антресолей, где восседал когда-то привратник или сторож.
Через ворота посетитель попадал в узкий коридор между «братским» корпусом и зданием трапезной.
В глубине тесного и темного коридора небольшая, перекрытая тяжелым камнем калитка вдруг распахивалась в просторный атриум — парадный внутренний двор монастыря.
По контрасту с мрачноватым преддверием кажется ослепительным и просторным этот сравнительно небольшой двор, залитый солнцем, отражающимся на плитах его мостовой, на белых стенах — трапезной и храма, на высокой монастырской ограде, на белокаменных ступенях паперти.
Основа монастыря — церковь Сурб-Ншан (Святого знамения), построенная в 1358 году. Это самое древнее сооружение не только на территории обители, но и одна из наиболее старых армянских построек в Крыму. Церковь близка по архитектуре к храмам XII — XIII веков в самой Армении.
Она возвышается справа от входа; слева — фасад трапезной, с этой стороны двухэтажной, а прямо — высокая, точно крепостная стена, глухая монастырская ограда. Сходство с крепостью придает монастырю и высокая башня, вырастающая над папертью. Башня — простая прямоугольная призма с односкатной кровлей — вполне могла бы использоваться в качестве сторожевой: из ее окна окружающая местность просматривается достаточно далеко. В прошлом, когда не подступал со всех сторон лес, отсюда открывался вид на часть монастырской дороги, на Старокрымскую долину с ее дорогой из Карасубазара в Старый Крым, на Агармыш, синеющий вдали. Однако назначение башни было мирное — служила она главным образом колокольней.
Во времена своего процветания монастырь Святого Креста окружен был террасами садов. Сотни корзин яблок, слив собирали монахи в свои подвалы. Река рядом с монастырем давала рыбу (в трапезной сохранилась огромная коптильня). Лес давал грибы, дичь.
В монастыре работали мастера-переплетчики. В Ереване в Институте древних рукописей (Матенадаран) сохранилось несколько книг с миниатюрами, созданными в монастыре.
Долгое время в монастыре действовала школа, в которой детей обучали искусству миниатюры, рукописному делу, философии, риторике, арифметике, грамматике, географии. Из Армении приезжали на многие годы преподавать поэты и известные мастера миниатюры.
Глиняные трубки, сделанные руками монахов, наверное, еще сохранились во многих старокрымских домах.
Из Солхата в Судак мимо монастыря вела широкая дорога. Караваны с Востока везли товары на Запад, останавливаясь на ночлег в монастырской гостинице…
Монастырь пережил все: генуэзскую колонию, турецкое нападение на Крым в 1475 г., века власти Крымского ханства и Российской империи… Его фонтаны были затейливо украшены талантливейшими мастерами — резчиками по камню. Сотни строителей, художников, иконописцев трудились веками, чтобы воспеть своим мастерством славу Господу. Монастырь пережил все. И пал в начале двадцатых годов нашего века. Старожилы рассказывают, что все книги были сожжены, монастырь разграблен, монахи частью убиты, частью разогнаны. Запустение и варварство надолго воцарились здесь. Одно время монастырь был отдан под пионерский лагерь, потом опять пустовал и потихоньку разрушался…
Ныне Сурб Хач стараниями армянской общины постепенно восстанавливает свое значение национально-культурного и религиозного центра. Во время праздников в храме проводится служба. И хочется верить, что это только начало.
Монастырь можно осмотреть не только снаружи, но и зайти внутрь. Рядом с монастырем живет небольшая армянская община, и вы всегда можете попросить кого-нибудь открыть двери монастыря и провести для вас экскурсию.
(использованы материалы: 1. О. Домбровский, В. Сидоренко. «Солхат и Сурб-Хач», 1978. 2. Е. Скрябина «Сурб-Хач. Легенды и были».)